Антихрист и его брань с Царством Христовым. Одним из яснейших признаков близости кончины мира является пришествие Антихриста. Слово "антихрист" в Свящ. Писании употребляется в двояком значении - общем и собственном. В общем смысле этим словом обозначается всякий, "кто отвергает, что Иисус есть Христос" (1 Ио. 2. 22), т.е. Мессия Искупитель" или "кто не исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша" (1 Ио. 4, 3 ср. 1 Ио. 2. 22), т.е. Его Богочеловечество и Богосыновство. Таких антихристов, по словам Апостола, уже в его время появилось много (1 Ио. 2. 18) - есть они и теперь и будут впредь. Но эти антихристы суть только предтечи антихриста в собственном смысле. Антихрист в собственном смысле есть такой последний, жесточайший противник и враг Христа и Его Церкви, который всеми способами будет стараться разрушить дело Христово и вместе с тем обманно выдавать себя за Христа (греч. "анти" означает и против и вместе). Таким образом "антихристос", где прилагается член, замечает св. Епифаний, тем, без сомнения, утверждается что речь идет о чем-либо одном определенном". По учению ап. Павла это будет человек, но только беззаконный, находящийся под особенным действием сатаны". "Открывается, - говорит он, человек беззакония, сын погибели… беззаконник… егоже есть пришествие по действу сатаны" (2 Сол. 2, 3, 8, 9). Он будет отличаться необыкновенной гордостью и выдавать себя за Бога, противник и превознесяйся паче всякого глаголемаго Бога или Чтилища, якоже ему сести а церкови Божией, аки Богу, показующему себе, яко Бог есть" (2 Сол. 2.4). подобным образом ап. Иоанн различает антихристов многих, которые были и в его время от антихриста, который еще "грядет", т.е. придет в будущем, показывая, что под будущим антихристом он разумеет некоторое определенное, особенное лицо. Таково было и общее учение об антихристе древних учителей Церкви. Св. Иоанн Дамаскин, выражая это учение, говорит, что "в собственном смысле и преимущественно называется антихристом тот, который придет при кончине мира". Отсюда ясно, на сколько несправедливо так называемое (коллективное) понимание антихриста, которое разумеет под ним не определенную личность, а отвлеченное понятие или злой принцип. Это мнение было высказываемо еще во времена блаж. Августина, сделалось господствующим в протестантстве во времена реформации и теперь разделяется протестантствующими богословами, понимающими под антихристом господство злого, боговраждебного начала. У нас в России это понимание нашло себе сторонников среди раскольников, которые под антихристом понимают дух неверия и нечестия, совокупность ересей, утверждая, что антихрист в этом смысле уже явился в мире и духовно царствует в еретическом состоянии православной Церкви. Столь же несправедливо и другое понимание антихриста - временно- историческое, которое разумеет под антихристом римского императора Нерона, или ряд римских пап, как думали реформаторы, увлекшись ненавистью к папству, или императора Петра Великого, как думали у нас старообрядцы. Ложность этих мнений понятна сама собою. Из общецерковного учения об Антихристе нужно еще отметить, что по общему мнению отцов и учителей Церкви антихрист произойдет из народа иудейского, а именно из колена Данова, что он родится от девицы иудеянки, впавшей в блуд, что он будет воспитан тайно, потом внезапно восстанет, возмутится и воцариться. "Как человек, он, конечно, будет иметь собственное имя, но это имя не известно и не открыто, а в Апокалипсисе указано только число имени зверя - антихриста. Об отношении антихриста к диаволу Св. Иоанн Дамаскин говорит: " не сам диавол сделался человеком… но родится человек от блудодеяния и примет на себя все действование сатаны. Ибо Бог, предвидя будущее развращение его воли, попустит диаволу поселится в нем". Время пришествия антихриста точно неизвестно. Но, принимая во внимание, что по словам ап. Павла этого беззаконника Господь Иисус убиет духом уст Своих и упразднит явлением пришествия Своего" (2 Сол. 2, 8). Можно заключить, что Антихрист явится незадолго, до кончины мира. Можно даже думать, что он явится непосредственно пред кончиною мира, так как, имея обыкновенную человеческую природу, он не может существовать целые века или тысячелетия. Но в Священном Писания есть указания и на особенные признаки, имеющие предвозвестить людям пришествие антихриста. В послании к Солунянам, св. ап. Павел говорит, что пришествие антихриста произойдет, в своем его время, т.е. в определенное ему изволением Божиим время, в назначенный срок. Непосредственно предваряющим пришествие антихриста событием будет, по словам ап. Павла, взятие от среды удерживающего и держащего. Бог, следовательно, имеет в Своей власти средство, которым Он задерживает явление антихриста. Этим средством для Него служит обозначенное апостолом в слове: "то Катехон - удерживающее", и в слове о "катехон держай". По смыслу слов Апостола, есть какая-то благодетельная сила, которая препятствует открыться антихристу, и есть какая-то благодетельная личность, по устранении которой он может явиться. Что же это за сила и что же это за личность, устранение которой является необходимым условием явления и действования антихриста? Если Солуняне знали об этом из устной беседы апостола, то для нас это составляет тайну. Одни видят в этой силе - силу религиозную, силу духовную, а в удерживающем - какого-нибудь религиозного деятеля, другие же признают эту силу силой политической, а в удерживающем видят политического представителя этой силы. Оба рода толкований восходят к глубокой древности. На первый взгляд может показаться странным, каким образом внешняя политическая сила может задержать потоки нравственного зла и не допускать открыться ему в личности антихриста. Но нужно иметь в виду, что политическая сила не есть только сила огня и меча, но она есть и сила внутренняя - нравственно- юридическая, поддерживающая в человеческом обществе право и нравственность. Как бы ни было устроено государство, кто бы ни стоял во главе его, но пока религия, нравственность, право, общественное благо, уважение к личности считаются коренными основами государства, до тех пор эта политическая сила действительно задерживает проявление зла, его рост и развитие и является таким образом началом, задерживающим явление антихриста. Кроме того, по представлению Писания, в жизни каждого государства принимает участие чрез посредство ангела, высшая духовная сила, которая руководит ходом событий в царствах разных народов так, чтобы они служили целям царства Божия. Когда царства отказываются от руководства этой силы, тогда наступает простор для развития зла. Этому учит нас ветхозаветная история. Когда добрый ангел, по пророчеству, Даниила, отвратился от царства Израильского, тогда и явился в этом царстве противник народа Божия (Антиох Епифан) - прообраз последнего врага Христовой Церкви. То же может произойти и при кончине мировой истории. Как видим, политическое понимание "удерживающего" в сущности не противоречит пониманию религиозно- нравственному, но и включает в себя это последнее в качестве составного момента. Деятельность антихриста изображается в Священном Писании, как жестокая брань против Иисуса Христа, Его Церкви, учения и установлений Христовых. Спаситель учил, что антихрист будет принят иудеями за Мессию. "Он приидет во имя свое, - говорил Он иудеям, того приемлете". Но для того, чтобы быть принятыми за Мессию, антихристу самому прежде надо отречься от истинного Мессии, т.е. Христа. Ап. Иоанн так и говорит, что антихрист есть "отметающийся Отца и Сына" (1 Ио. 2. 22). Или, как учит ап. Павел "противник" не только Иисуса Христа, но и Бога вообще. Во противоположность Сыну Человеческому, уничтожившему Себя, антихрист будет превозносяйся паче всякаго Бога или Чтилища, т.е. выше всякаго Бога, признаваемого христианством ли то или язычеством, и выше всех предметов благоговейнаго религиозного чествования. В видении Иоанна Богослова о звере, вышедшем из моря, т.е. об антихристе говорится, что зверю даны были уста, говорящие гордо и богохульно. И отверз он уста свои для хулы Бога, чтобы хулить имя Его и жилище Его и живущих на небе (Апок. 13, 5- 6). Явно отвергнув Христа и христианство, Божество и богопочитание, антихрист также открыто будет присвоять себе божеское достоинство и требовать себе божеского служения и поклонения. Ап. Павел, называя антихриста противником и превозносящимся выше всего, называемого Богом или святынею, говорит так, что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога (2 Сол. 2, 4). Но не одно богоборство будет отличать антихриста, а и всякий грех. По словам ап. Павла это будет человек беззакония, беззаконник (о Аномос) пребеззаконный, пропитанный беззаконием, сущность которого- беззаконие. Беззаконно гордится, беззаконно будет жить, беззаконствуя сам, будет всюду умножать беззаконие. Не признавая никаких законов ни божеских, ни человеческих, будет попирать те и другие. "В нем, говорит св. Иреней, повторится диавольское богоотступничество, соединится, сосредоточится вся сила отступничества. Свое мнимое божественное достоинство антихрист будет стараться подтвердить ложными знамениями и чудесами". О слугах антихриста - лжепророках Христос говорит, что "они дадят знамения велия и чудеса, якоже прельстити, аще возможно, и избранныя" (Мф. 24. 24). Ап. Павел учит, что пришествие антихриста будет "во всякой силе и знамении и чудесах ложных" (2 Сол. 2, 9). Знамения и чудеса антихриста будут делом лжи, хотя по видимости своей они будут подобны истинным. Кроме того для обольщения людей антихрист будет прибегать к лести, лжи, лицемерии в поведении, обману в словах и дейтсвиях. Пришествие его будет, по словам ап. Павла, "во всякой льсти неправды. Будучи внутри львом и волком, он по словам древних учителей, явится агнцем кротким, смиренным, доброжелательным. Ложь и насилие - вот отличительные черты действий антихриста, который явится нерелигиозной только, но и политической - силой царем. По воцарении своем он воздвигнет жестокие гонения на Церковь, дабы отторгнуть от нее более слабых ее членов. У пр. Даниила антихрист изображается могущественным, страшным и всеистребляющим завоевателем, который будет вести войны со многими царями и победит их и вместе жестоким гонителем непокорных ему (прообраз его - Антиох Епифан) - см. гл. 7, 8 и11). В Апокалипсисе антихрист и его лжепророк усвояется наименование зверя, чем указывается на его звериный нрав, звериную жестокость, на ее плотоядность (Ап. 13, 1, 17, 8). Указываются в Апокалипское и проявления этой звериной жестокости: гонения, мучения и смерть тех, которые не поклоняются образу звериному, а также убиение двух свидетелей, которые будут посланы Богом на время царствования антихриста, чтобы свидетельствовать истину. Насилие и жестокость дойдут до того, что непокорным антихристу, нельзя будет ни покупать, ни продавать ничего, а также нельзя будет пользоваться никакими гражданскими правами. Церковь, гонимая и преследуемая, должна будет скрываться в пустыне, в тайных местах. Следствием всех этих насилий будет обольщение многих не твердых в вере и образование из них своего внешнего царства, противоположного святому граду (Апок. 20, 7). Однако пагубные действия антихриста будут простираться собственно на погибающих, на тех, которые "любве истины не прияша, во еже спастися им" ( 2 Сол. 2, 10), они погибнут потому, что они одного духа, с антихристом, т.е. суть отпадшие от Бога и Господа Иисуса. Однако, как не жестока будет брань антихриста против Церкви Христовой, но и врата адовы не одолеют ей. Церковь пребудет непоколебимой до скончания века, не прекратится в ней и служение Богу и принесение евхаристической жертвы пробудет до второго пришествия Христова (1 Кор. 11, 26), следовательно и Христос Спаситель и Дух Святый будет пребывать с Церковью "во вся дни до скончания века". Верные последователи Христовы мужественно перенесут дни великой скорби и ради избранных сократятся те дни (Мф. 24, 22). Явлена будет верным во времена антихриста и особенная помощь Божия. Тогда посланы будут на землю два свидетеля - пророка, которые будут совершать великие чудеса и отвлекать людей от обольщения антихристова. Один из тех свидетелей ясно указан в Свящ. Писании - это пророк Илия (Мф. 17, 10- 11 ср. Мр. 2, 11-12). Другим свиделем древнее предание называет Эноха. Безбожное губительное царсвование антихриста будет кратковременным. У тайнозрителей ветхого и нового завета время господства антихриста ограничивается тремя с половиной годами или 42 месяцами. Так как царство антихриста - не человеческое только, но и сатанинское, то и сила для уничтожения его должна быть более мощная, чем человеческая. Откровение говорит нам, что явится Сам Господь Иисус Христос, Который и убиет антихриста духом уст Своих и упразднит явлением пришествия Своего" (2 Сол. 2, 8), т.е. погубит антихриста одним дуновением Своим - иначе легко сокрушит его силу и власть. ПРИМЕЧАНИЕ: По учению Откровения кончина мира будет предшествовать тяжелый и мрачный период полного неверия и крайнего нечестия, так что Сын Человеческий, пришедши, едва обрящет веру на земле. Но соединим ли спрашивается, такой мрачный взгляд на исход мировой истории с верою в Божественное промышление - о мире вообще и о человеке в частности с надеждой на прогрессивное развитие человечества? Чтобы несколько уяснить этот вопрос, надо иметь в виду, что вследствие свободы человека добро и зло в человечестве развиваются параллельно. Мир, по слову Спасителя, подобен полю, на котором до жатвы растут вместе пшеница и плевелы. В силу повсеместного и всегдашняго исторического закона одно движение вызывает другое. Зло противодействует распространяющемуся добру. Чем шире распространяется добро и чем больше средств предпринимается против царства зла, тем больше напрягает оно свои силы. Таким образом христианство дает повод этому злому духу к самому крайнему развитию зла. Но при этом нельзя опасаться погибели христианства и прогресса человечества. В отличие от позитивного взгляда на прогресс, как на постепенное достижение миром всеобщего земного благополучия, христианство принимает прогресс не в количественном, а в качественном смысле. Прогресс - это медленная и мучительная дифференциация ( расслоение, обособление добра и зла, постепенное разграничение смежных, но в сущности противоположных, начал на две определенные непримиримые области. В наше время примером такого разделения может служить капитализм и социализм. Капитализм - это мир насилия, эксплуатации, войн и угнетения. Социализм - мир создания, свободного и радостного труда для общего блага, мир отрицания войн, насилия и угнетения. При конце века сего с одной стороны, во главе со Христом, станет все, что готово соединиться с Богом - с другой стороны - все разрозненное и самоутверждающееся в своей разрозненности во главе с тем, кто будет абсолютным самоутверждением, т.е. антихристом. Цель Божественного мироправления так, чтобы дать злому духу свободу больше обнаруживаться и употребить свои силы к склонению на свою сторону возможно большего числа людей, так чтобы всякая неистинная вера, все мнимое христианство в этом огне очищения или одумалось и спаслось по милости Искупителя, или же погибло, после того, как ни одно средство к спасению не оказалось действительным. Таким образом, цель попущения Богом пред вторым пришествием Христовым того миропорядка, который можно назвать антихристианским, состоит, по слову апостола, в том, да суд приимут вси неверовавшие истине, но благоволишии неправде, т.е. да будут осуждены все неверовавшие истине, но возлюбившие неправду (2 Сол. 2. 12). Но несомненно и то, что параллельно со злом и в противовес ему будет повсеместно распространяться Евангелие. Проповедников его будут предавать на мучения и убивать, но как в первые века христианства, кровь их будет семенем новых христиан, как говорил некогда Тертуллиан о своем времени, и христиан истинных, которые написаны у Агнца в книге жизни".