"Воскресение" Анастасис - означает собственно восстание, возращение в прежнее состояние, воскресение тела есть восстановление тела, предаваемого земле, возвращение тела, которым владела душа в течении земной жизни. Отсюда следует, что тела воскресших будут те же самые, которыми владели души во время земной жизни людей. Такое суждение подтверждается тем, что Иисус Христос воскрес из гроба в Своем собственном теле, которое было распято, прободено копием, пригвождено ко кресту и положено во гробе. Апостолы по воскресении Его видели Воскресшего в этом самом теле. Ап. Павел ясно говорит, что подобает облещись в бессмертие именно тленному сему… мертвенному сему, т.е. тому именно телу, которым душа владеет в настоящей жизни, а не какому-либо другому. Так учила о воскресших телах и древняя церковь, осудившая лжеучение Оригена о том, что по воскресении нам дано будет тело, совершенно не похожее на нынешнее наше тело, а тело эфирное, не подлежащее ни зрению, ни осязанию, не имеющее веса и тяжести. 5-й Вселенский собор предал анафеме это мнение оригенистом (широко распространенное в то время). Но будучи тождественным по внешнему облику и виду с прежними земными телами, тела воскресших будут весьма отличны от прежних по своим свойствам и состоянию. Это отличие будущих воскресших тел от настоящих св. ап. Павел изображает следующими словами: "сеется в тление, восстает в нетлении, сеется не в чести, восстает в славе: сеется в немощи, восстает в силе, сеется тело душевное, восстает тело духовное (1 Кор. 15, 42- 44). Таким образом воскресшие тела будут нетленные, т.е. способны не разлагаться на свои составные элементы, не обращаться в прах, способны противостоять разрушительной силе и смерти. Спаситель, указывая это свойство воскресших тел, говорит, сподобившиеся век он улучити и воскресиние еже от мертвых… ни умрети бо к тому "могут, разве бо суть ангелом" т.е. совершенно чужды будут всякаго рода болезни - эти предвестники смерти и недомогания, столь свойственные нам в земной жизни. Тайнозритель говорит, что "на новой земле, ни плача, ни вопля, ни болезни не будет"(Апок. 21, 4), как не было их и в райской жизни людей. Тела воскресших, очевидно, не будет иметь нужды ни в пище, ни в питии, равно сделаются непричастны к другим телесным потребностям. Тот же Апокалипсис говорит, что удостоившиеся служить Богу в Жизни будущей "не будут уже ни алкать, ни жаждать (Апок. 7. 16) и ап. Павел учит: "брашна чреву и чрево брашном Бог же сие и сия упразднит" (1 Кор. 6, 13). Если к этому еще прибавить, что по слову Спасителя в воскресение, ни женятся, ни посягают, то будет ясно, что тела воскресших будут существенно отличаться по своим свойствам от земных тел в их настоящем состоянии. В противоположность нашим телам, телам немощи, они будут сильны. Немощь наших тел выражается в том, что мы не можем выносить продолжительного напряжения своих сил, и нуждаемся для обновления и подкрепления их в сне, отдыхе, питии, а также и в том, что плоть наша часто препятствует духу в исполнении его высоких начинаний. Отсюда следует, что силу тел и неиссякаемости их энергии. Тела воскресших не будут знать усталости и утомления, не будут нуждаться в сне, отдыхе, пище и питии. И хотя есть основание думать, что по воскресении не уничтожится различие пола воскресших, ибо пол женщин не есть недостаток, но богосозданная природа, говорит блаж. Августин, но в воскресение "ни женятся, ни посягают", т.е. воскресение тела не будут покорны требованиям животной жизни, и жить ангелоподобной жизнью. По вопросу о том, сохранится ли после воскресения мертвых и различие возрастов, высказывались различные мнения. Одни в древности высказывались в утвердительном смысле, другие полагали, что все тела восстанут в возрасте полного совершенства. Во всяком случае можно думать, что в царстве славы не будет ни беспомощных старцев, ни слабых младенцев, нуждающихся в уходе других. Воскресшие тела будут духовны, а не душевны. Наше нынешнее тело есть по преимуществу тело душевное. Похоть сделалась неотъемлемым свойством человеческого тела, почему между духом и плотию идет непрерывная борьба: тело порабощает душу, заставляя ее подчиняться низким чувственным влечениям, короче, оно есть тело страстное. Тело по воскресении будет духовное, бесстрастное, в нем прекратится указанная борьба, и оно явится покорным орудием духа. Вместе с этим оно сделается духовным в смысле легкости и тонкости. Явление Господа по воскресении Своим ученикам "дверем затворенным" дает нам некоторое представление о том, в чем будет состоять одухотворение материи нашего тела. Оно потеряет свою грубость, сделается тонким и проницательным, а потому и более свободным от условий пространства. Однако оно не будет воздушным или эфирным. Св. Мефодий Патарский и блаж. Августин объясняют духовность воскресших тел не в том смысле, что люди будут ангелами или духами, т.е. перестанут быть телесными, а в том, что они лишь приблизятся по своей жизни к ангелам. Тела их сделаются духовными, но не в смысле потери телесности, а в том смысле, что "будут существовать, оживотворяемым духом", т.е. не будут подвергаться косности, тлению, потребности в пище. "Человек будет небесным не потому, что тело, созданное из земли, не будет тем же самым, а потому, что оно, по небесному дарованию, будет способно жить и на небе, вследствие не утраты своей природы, а изменении свойства. Тела воскресших будут славны. Господь Иисус Христос, учит св. ап. Павел, "преобразит тело смирения, уничиженное тело, нашего, яко быти сему сообразну телу славы Его" (Филипп. 3, 21). Слава тел воскресших прежде всего будет состоять в том, что от них отнято будет "уничижение", т.е. все недостатки нашей телесной природы, тление, немощь, душевность и вместе с тем они одарены будут всеми доступными природе тела совершенствами. В чем внешне будет проявляться эта слава воскресших тел? Если принять во внимание, что Свящ. Писание часто представляет славу, как свет (Исх. 24, 29; Мф. 17, 2; Деян. 9, 3- 8; 2 Кор. 3, 7) и что Спаситель дал обетование, что "праведницы просветятся, яко солнце во царствии Отца их" (Мф. 13, 43), то можно под славою тел воскресения понимать их светозарность и светоносность, подобную телу Христа Спасителя, когда Он преобразился на Фаворе (Мф. 17. 2). Субъективное основание будущей славы воскресших тел, очевидно, надо полагать в нравственном совершенстве воскресших: отсюда сущность славы, которая будет принадлежать воскресшим телам, можно полагать в отражении степени нравственного совершенства духа на теле. Поэтому слава, имеющая принадлежность воскресшим телам, будет неодинакова, как неодинаковы и нравственные совершенства отдельных людей. Апостол, выражая эту мысль, говорит: "ина слава солнцу, ина слава луне, и ина слава звездам. Звезда бо от звезды разнствует во славе. Такожде и воскресение мертвых" (1 Кор. 15. 41- 42). Все указанные свойства тел воскресения будут принадлежать телам праведников. Однако должно думать, что и тела грешников будут обладать некоторыми из этих свойств, в частности, несомненно, они восстанут нетленны, сильны, духовны, бессмертны. Что же касается славы, то можно только сказать, что и тела грешников, без сомнения, будут также способны отражать на себе нравственное состояние духа, иметь на себе вечное отражение их нравственного падения. В древней Церкви против воскресения тела особенно восставали гностики и в частности маркиониты, отрицающие участие в христианском спасении человеческого тела, исходя из всего дуалистического воззрения и рассматривая тело только как орудие души. Поэтому и суд, рассуждали они, должен относиться только к душе. Учители Церкви настойчиво возражали против такого учения. Тертуллиан, например, говорил, что сосуд или орудие есть нечто стороннее в отношении к составу человека, а плоть не есть субстанция, чуждая человека, она из начала соединена, сроднена с душой и во всяком деле примешивается к ней. Св. Иустин Философ также находит странным, когда плоть и душа одинаково облагодательствана Богом, одну (душу) спасти, а другую (плоть) нет. "Если, как знаем, говорит он, возможно, чтобы плоть участвовала в возрождении, отчего эта разность, что душа спасается, а плоть нет?" Но с особенной полнотой, ясностью и определенностью раскрывает сущность православного учения о спасении тела св. Ириней. Христианство учит, он сообщает, что спасение принадлежит именно цельному человеку, а не какой-то его составной части. Правда, цель и сущность этого спасения, состоит в том, чтобы люди сделались духовными, однако - это обстоятельство не означает, что из области спасения исключается тело. Духовность христиан всецело основывается на то, что они имеют" залог Св. Духа". Условием же получения этого залога служит не "отложение создания Божия, т.е. плоти, но отложение только похотей плотских. Тех, которые имеют залог Духа, не служат плотским похотям, но покоряются Духу, апостол называет духовными, потому что Дух Божий живет в них". Таким образом, духовные люди не значит бестелесные. Раскрыв, насколько для нас нужно и полезно, тайны будущего воскресения мертвых, Священное Писание открывает нам и другую тайну - относительно тех, которые останутся живыми до дня второго пришествия Христова. Согласно этого учения, тела оставшихся в живых, как и тела умерших и воскресших, также чрез мгновенное изменение сделаются нетленными. Св. Ап. Павел пишет коринфянам: "Се тайну вам глаголю, вси бо не успнем, вси же изменимся вскоре (вдруг) во мгновение ока, в последней трубе: вострубит бо, и мертвые восстанут нетленнии, и мы изменимся: подобает бо тленному сему облешися в нетление и мертвенному сему обоблещися в бессмертие". (1 Кор. 15. 51- 53). Из этих слов видно, что изменение живых в последний день совершится так же быстро, как и воскресение мертвых. Вскоре, во мгновение ока, в последней трубе, изменение живых последует от той же самой причины, от того же всемогущего гласа Христова, от которого воскреснут и мертвые, в одно и то же время, а не раньше, не прежде. В другом своем послании (к солунянам) апостол учит "мы живущии, оставшии в пришествие Господне, не имамы предварити умерших… Мертвии о Христе воскреснут первее, потом же мы живущии оставшии купно с ними восхищени будем на облацех в Сретение Господне" (1 Сол. 4. 15-17). "Вострубит бо, и мертвии восстанут нетленни и мы изменишеся" (1 Кор. 15. 52). Высказывалось мнение, что имзменение живых при втором пришествии Христа будет состоять в мгновенной смерти их и возвращении к жизни в теле нетленном. Но такое мнение противоречит словами Апостола: "вси бо не умрем". Очевидно, слова Апостола об изменении нужно понимать буквально, в том именно смысле, что изменение заменит как действие смерти, так и действие воскресения, так что при последней трубе и мертвые восстанут нетленными и оставшиеся в живых изменятся. А именно, нынешние тела наши, тленные и смертные, преобразятся в нетленные и бессмертные. Как воскресение мертвых будет всеобщим, так и изменение будет простираться на всех оставшихся в живых, при втором пришествии, т.е. и на праведных и на грешных - независимо от нравственного достоинства человека.