Воскресение мертвых, его действительность и всеобщность.
Св. Церковь учит, что одновременно со вторым пришествием Иисуса Христа совершится общее воскресение мертвых. Воскресение мертвых есть плод освобождения человека от греха и примирения его с Богом по заслугам Искупителя. Поэтому учение о воскресении мертвых со всею подробностью предложено нам в Новом Завете, т.е. когда искупление совершилось. Однако и Ветхому Завету не была совершенно чужда мысль о воскресении. Страдалец Иов выражает ее в словах: "Я знаю что Искупитель мой жив, и Он в последний день восставить из праха распадающуюся кожу мою сию: и во плоти моей узрю Бога" (Иов. 19, 25- 27). В книгах исторических повествуется о воскресениях, совершенных пророками Елисеем и Илией (3 Цар. 17. 19; 4 Цар. 4, 29). В книгах пророческих еще яснее выражена вера в воскресение. Так, в песни пр. Иоанн говорится "воскреснут мертвии и восстанут иже во гробех" (Ис. 26, 19). Пр. Даниилу было открыто в видении, многие из спящих во мраке земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление (Дан. 12, 2). У пр. Иезекииля в видении поля, полного сухих костей, образно представлено и то, как произойдет восресение (см. Иез. 37. 1- 10). Вера в воскресение мертвых в ветхозаветные времена была достоянием не одних богодуховных писателей, но и вообще благочестивых иудеев. Так, мученики Маккавеи шли на смерть с верою, что "Царь мира воскресит их, умерших за Его законы, для жизни вечной" (2 Мак. 7, 9). Во времена Спасителя вера в воскресение мертвых была общераспространенной среди иудеев. Эту веру решительно исповедует Марфа, сестра Лазаря, говоря об умершем брате. Вем, яко воскреснет в воскресении, в последний день"(Ио. 11, 24). Неверие саддукеев, которые говорили, что нет воскресения (Мф. 22, 23; Мн. 12, 18; Лк. 20, 27) выставляется в Евангелии, как отрицание общенародной веры в воскресение мертвых. Действительность телесного воскресения мертвых со всей ясностью возвышает Св. Писание Нового Завета, как одну из основных истин христианства и как драгоценный плод искупительных заслуг Богочеловека. Сам Спаситель неоднократно говорил Своим ученикам о будущем воскресении мертвых. Так, в беседе по случаю исцеления расслабленного при Овчей купели Он говорил иудеям: "Грядет час, в он же вси сущии во гробех, услышат глас Сына Божия и изыдут сотворшии благая в воскресение живота, а сотворшии злая в воскресение суда (Ио. 5. 28). В другой раз, беседуя по случаю чудеснаго насыщения пяти тысяч человек о Себе, как хлебе жизни Господь говорил: Се же есть воля вославшаго Мя, да всяк видяй Сына в веруяй в Него имать живот вечный и Аз воскрешу его в последний день" (Ио. 6. 40) и еще: "Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день" (Ио. 6. 54). Уверяя плачущую Марфу в том, что воскресешение и живот: веруй в Мя (аще и умрет, оживет") (Ио. 11, 25). Как видно из этих изречений, Господь Иисус Христос не только утверждал истину воскресения мертвых, но и ставил это воскресение в непосредственную связь с определенным моментом мировой истории. Из апостолов с особенной подробностью раскрывает учение о воскресении мертвых св. ап. Павел по поводу того, что в Коринфе появились некоторые, которые говорили, что "нет воскресения мертвых" (1 Кор. 15. 12). Что воскресение мертвых действительно будет, в этом, по мысли апостола, должна убедить верующих истина воскресения Иисуса Христа. "Аще Христос проповедуется, яко из мертвых воста, како глаголют неции в вас, яко воскресения мертвых несть? И аще воскресения мертвых несть, то ни Христос воста. Аще же Христос не воста, тще убо проповедание наше, тща же и вера ваша" (15, 12- 14). Апостол ставил в связь воскресение мертвых с воскресением Иисуса Христа, воспроизводя в этом случае связь, установленную Самим Христом в словах: "Аз живу и вы живи будете" (Ио. 14. 19). Такое значение воскресения Христова для всех людей, такая причинная зависимость воскресения мертвых от воскресения Иисуса Христа объясняется соединением в Иисусе Христе двух природ - истинной Божеской с истинной человеческой. В силу этого соединения человеческая природа получила в Нем такое достоинство, какого она сама по себе не имела и иметь не может. Она стала природой Бога и в силу воскресения Христа из мертвых приобщилась вечности. Смерть Иисуса Христа, т.е. человеческую природу снова воспринял в ипостасное соединение с Божеством Своим. Восприняв в Своем воскресении человеческую природу в вечное единение с Собою, Христос этим самым приобщил вечности и весь род человеческий в полном его составе. Если бы во Христе было две ипостаси Бога и человека, то в воскресении Его приобщалась бы вечности только индивидуальная человеческая личность, та личность, с которой соединялось - нравственно тогда бы Божество. А так как на самом деле Ипостась во Христе одна, и человеческая природа в Нем не имеет своей ипостаси, а восприняла в единение Ипостасью Божественной, то и в воскресении Христос приобщил вечности не какую-нибудь индивидуальную человеческую личность, а именно всецелую, общую природу людей. Фактом воскресения Иисуса Христа введен в мир закон воскресение умерших, подобно тому, как фактом порчи человеческой природы через преступление Адама введен закон неминуемой смерти. Поэтому апостол и говорит, ныне Христос воста от мертвых, начаток умершим бысть. Понеже бо человеком смерть бысть, человеком воскресение мертвых. Якоже бо о Адаме вси умирают, такожде и о Христе вси оживут (1 Кор. 15. 22). Таким образом, вечное Богочеловечество Иисуса Христа делает понятным для нас закон воскресения и всеобщность его. Но если люди сделались во Христе собственниками вечной природы, то почему же они продолжают умирать? Где же реальная сила воскресения Христова? Наличность смерти объясняется тем, что теперешняя действительность не соответствуют условиям вечной жизни. Чтобы увидеть новую жизнь, людям нужно выйти из настоящей жизни, т.е. умереть. Но смерть потеряла теперь свое страшное жало. Она стала не лишением жизни, а переходом к истинному вечному бытию. Поэтому праведники даже выражают желание разрешитися и со Христом быти (Филипп. 1, 23). Возможность воскресения мертвых еще издревле подвергалась сомнению. Припомним, что проповедь ап. Павла о воскресении мертвых в Афинах была встречена насмешниками (Деян. 20, 32). В Коринфе также были и отрицающие и сомневающиеся в возможности воскресения мертвых. В объяснение этой возможности апостолы указывали на все могущество Божие. Бог и Господа воздвиже, говорил ап. Павел, и нас воздвигнет силою Своею (1 Кор. 6. 14). Объясняя эти слова апостола, св. Иоанн Златоуст говорит: "Не верить воскресению свойственно тому, кто не имеет совершенного понятия о непобедимой и вполне достаточной на все силе Божией. Ведь если Он сотворил сущее из несущаго, то тем более может воскресить разрушившееся". Тот же апостол, указывая на отношение к нам Духа Святаго животворящаго, учит : "аще дух вокресившаго Иисуса от мертвых живет в вас, воздвигий Христа от мертвых оживотворит и мертвенная телеса ваша, живущим духом Его в Вас" (Рим. 8, 11). Устраняя недоумение Коринфян относительно возможности воскресения мертвых, апостол обращается к явлениям природы и говорит: "речет некто, како восстанут мертвии, коим же телом приидут? Безумие, ты еже сеяши, не оживет, аще не умрет, и еще сееши, нетело будущее сееши, но голо зерно. Бог же дает ему тело, якоже восхощет, и коемуждо семени свое тело… Такоже и воскресение мертвых ( 1 Кор. 15, 36- 42). Растение развивается изнутри умершаго зерна жизненною силою семеннаго зародыша, данного Богом. Так, когда наступит определенный час, Бог сообщит умершим людям жизненные силы, и души образуют себе материальные тела по образу земных. Но элементы теперешних тел, вследствие постоянного круговорота физической жизни, могут совсем исчезнуть. Тело умершего может войти в состав растений, а растение может войти в состав животного и т.д. Как же возможно воскресение наших тел? Это недоумение устраняется тем соображением, что ведь пока человек живет на земле, телесный состав его не останется неизменным. Физическая жизнь совершается путем физиологического обмена веществ. Тело, которое получил человек в день рождения своего, уже не то, с каким он уходит в могилу. Между тем тождество человека сохраняется, потому что оно обусловлено исключительно единством его личности. В Церкви христианской вера в воскресение мертвых по плоти со времен апостольских составляла существеннейший член веры. Исповедание этой истины вошло в символ древнейших церквей - иерусалимской, римской, кипрской, а позднее и в символ никео- цареградской. Эту веру исповедывали мученики, шли на вольную смерть, защищали апологеты христианства против язычников и лжеучителей, раскрывали пастыри и учители. Один из древнейших церковных писателей Арновий Африканский (умер в 326 г.) допускал, что воскреснут только праведники, а недостойные и неспособные к блаженной жизни подвергнутся совершенному уничтожению. Можно думать, что такое учение есть отголосок иудейского воззрения, которое распространено было среди иудейских книжников и фарисеев и вошло потом в раввинскую письменность. Согласно этому воззрению, воскресение ограничится одними праведниками, а души нечестивых (язычников) будут удержаны в аду для вечных мук. Не мало сторонников этого воззрения, известного теперь под именем теории факультативного или условного бессмертия, и в настоящее время среди протестантов. Но это воззрение не имеет для себя оснований в Божественном Откровении. Откровение, наоборот, решительно утверждает всеобщность воскресения без всяких ограничений, только не с одинаковыми последствиями, для праведников и грешников. Так Сам Иисус Христос говорил: грядет час, в оньже вси пантос, сущии во гробех, услышат глас Сына Божия, и изыдут сотворшии благая в воскресении живота, а сотворшии злая в воскресение суда (Ио. 5. 28- 29). Изображение всеобщего суда также предполагает всеобщность воскресения, т.е. не одних праведников, но и нечестивых и неверующих. Ап. Павел в своей речи пред правителем Феликсом также высказывает твердое убеждение, что "воскресение хощет быти (т.е. будет) мертвым, праведником же и грешником". (Деян. 24. 15). Всеобщность воскресения, по учению апостола, имеет основание в том, что воскресший Христос есть искупитель всего человечества. "Якоже о Адаме вси умирают, такоже и о Христе вси оживут" (1 Кор. 15, 22). Победа Христа над врагами спасения была бы неполной без упразднения смертной державы и без умерщвления последнего врага - самой смерти: а господство смерти не было бы уничтожено, если бы в ее власти остались тела не удостоенных воскресения. По учению св. Церкви воскресение мертвых мыслится событием не только всеобщим, но и одновременным. Это значит, что воскреснут не только все праведные и грешные, но и то, что совершится это в одно и то же время, сразу, одновременно, а не постепенно. Это ясно открывается из слов Спасителя: "грядет час, в онь же вси сущии во гробех, услышат глас Сына Божия, и изыдут сотворшии благая в воскресение живота, а сотворшии злая в воскресение суда (Ио. 5. 28- 29). Здесь воскресение добрых и злых представляется следствием одного мгновения Сына Божия и ставится в непосредственную связь с судом, так что общее понятие воскресения разделяется на две частнейших - воскресение жизни для одних и воскресение осуждения для других. ПРИМЕЧАНИЕ: Несмотря на столь ясное учение Откровения, от глубокой древности идет именно, будто в Писании различаются два отдельных по времени воскресения мертвых: стачала последует воскресение избранников Христовых, а затем чрез более или менее продолжительное время (у хилиастов через тысячу лет) будут воскрешены все - грешники и христиане. Основание для такого мнения стараются найти отчасти в изречениях ап. Павла и 1 Коринф., 15 г л. отчасти в Апокалипсисе св. Иоанна Богослова. Ап. Павел, уверив коринфян во всеобщности воскресения, прибавляет далее, начаток Христос, потом Христу веровавшии, в пришествие Его. Также кончина, егда предаст царство Богу и Отцу. Последний же враг истребится смерть" (1 Кор. 15. 23- 26). Эти слова, будто бы, содержат указание на порядок, в каком будет идти воскресение, и на различие по времени воскресения различных групп, а именно, прежде всех воскрес Христос, как начаток воскресших, потом, в пришествие Его, воскреснут те, о которых можно сказать, что они Христовы, а остальные воскреснут тогда, наступит конец. Но к такому толкованию необходимо внести поправку. Что выражения апостола содержат некоторые указания на временную последовательность событий - это верно, а именно, сначала воскрес Христов, как совершитель искупления, потом, в пришествие Его воскреснут Христу веровавшие. Но этим и ограничиваются все указания на последовательность воскресения, так как далее идет речь не о воскресении, а о кончине мира, суде и царства Бога и Отца. Если же апостол говорит о воскресении в пришествие Христово только веровавших во Христа, то не потому, что он исключает из среды имеющих воскреснуть грешников или не уверовавших во Христа, а потому, что Он направляет свое послание к уверовавшим во Христа и имеет в виду воскресение в жизнь вечную, т.е. то воскресение, причастниками которого будут только верующие во Христа или Христовы. Что апостол не исключает из имеющих воскреснуть и неверующих и вообще грешников, это видно из начального положения его речи, где он определенно утверждает, что как грех Адама повлек за собой смерть для всех людей, так воскресение Христово есть источник и начало воскресения всех умерших. Но главное основание мнения о двух отдельных по времени воскресения мертвых видят в Апокалипсисе (20-я гл.). Тайнозритель видел, читаем здесь, как Ангел имеющий ключи ада, сошел с небес, связал и заключил диавола в бездну на тысячу лет и как после этого произошло первое воскресение, участниками которого были святые и не сторонники зверя, они воцарились со Христом на тысячу лет, прочие же мертвецы не ожили. Это воскресение первое. По истечении тысячи лет разрешен будет сатана от темницы своея для господства на земле не малое время. Затем последует всеобщий суд. Тогда море отдаст мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдадут мертвых, которые были, а их власти и судим будет каждый по делам своим. И смерть и ад повержены будут в озеро огненное. Это смерть - вторая. При чтении Апокалипсиса особенно надлежит помнить, что это книга пророческая и глубоко таинственная, изобилующая образами, буквальное понимание которых не всегда возможно. Авторитетные учители Церкви, так объясняют это видение св. Иоанна Богослова. Ангел, имеющий ключи ада - это Господь Иисус Христос, приходивший на землю, чтобы смертью Своею упразднить имущего державу смерти - диавола. Под образом связывания и заключения диавола в темницу разумеется ограничение и сокрушение Искупителем власти сатаны над людьми. Под тысячелетним царством Христа разумеется весь неопределенный период времени от основания Церкви Христовой на земле. Под именем первого воскресения разумеется обращение человека от греха и примирение его с Богом, его оправдание и возрождение, что, действительно, является восстанием и воскресением духа человеческаго от смерти духовной. Оно есть первое воскресение по отношению к будущему воскресению мертвых в день всеобщего суда. Царствование со Христом имеющих часть в духовном воскресении есть царствование на небе, блаженная жизнь души до воскресения по телу. Разрешение диавола из темницы на малое время, чтобы прельстить языки, означает явление на земле антихриста незадолго до кончины мира. Когда же эта сила зла окончательно будет освобождена, тогда наступит последний суд и совершится всеобщее телесное воскресение из мертвых (второе воскресение). Для тех, которые будут осуждены, наступит смерть вторая, которая есть окончательное отвержение грешников от лица Божия. Такое понимание видения Тайнозрителя находит свое подтверждение в том, что хилиастические воззрения не долго продержались в древней Церкви (Иустин, Ириней). В четвертом веке эти воззрения были осуждены и отвергнуты Церковью, как пустая мечта.