С давних пор небольшое число католиков проживало в России, в силу экономических и дипломатических причин, а также политической иммиграции. Намного большее их количество оказалось в стране вследствие ее имперской экспансии (особенно в XVIII веке). Это были, в основном, католики латинского и греческого обрядов, а также и армянского. Не надо также забывать о большой иммиграции немцев, создававших компактные колонии.107 В 1684 г., в период регентства Софии, российские власти дали согласие на приезд в Москву католических священников и на постройку там католической церкви. 16 сентября того же года Папа Иннокентий XI апостольским посланием "Ingentis sane" формально утвердил католическую миссию в России. В то время иезуиты кроме Москвы опекали миссии в Киеве и Смоленске, а позднее и в Санкт-Петербурге. Когда в состав Российской империи вошли Эстония и часть Лифляндии, а Петр Великий открыл страну для иностранцев, число католиков увеличилось. Перед первым разделом Польши, в 1772 году, в России насчитывалось около десяти тысяч католиков и миссии организованные в Москве, Санкт-Петербурге и Астрахани, имевшие свои церкви.108 Эти миссии поддерживала Конгрегация Распространения веры. 6 (17) ноября 1766 г. Екатерина II подчинила их Юстиц-коллегии Лифляндии, Эстонии и Финляндии. Когда в Польше начался "период Тарговицы"109, предательство высокопоставленных лиц вызвало ненависть патриотов, которые стали вешать ренегатов. Было произведено также покушение на короля Станислава Августа Понятовского, который был связан с пророссийским лагерем. В это время молодой Виленский каноник С.Сестренцевич не побоялся обличать такие действия, чему была свидетелем Екатерина II, которая запомнила образованного и отважного священника, преданного Российскому двору. Виленский епископ Массальский просил Папу назначить его своим помощником. Эта просьба была удовлетворена, и через нунция в Варшаве была проведена каноническая процедура. 3 октября 1773 года он был посвящен в епископы, как викарий Виленского епископа для той части епархии, которая отошла к России. После первого раздела Польши в 1772 г. в России оказалось около 100 тыс. католиков латинского обряда, ранее принадлежавших Смоленской, Лифляндской и Виленской епархиям. При втором разделе - к России отошли территории Виленской, Луцкой, Киевской и Каменецкой епархий. С третьим разделом - ей достались территории Лифляндской, Виленской, Жмудской (Жемайтийской), Луцкой и частично Холмской епархий. В результате в границах России оказалось около 1900 тысяч католиков латинского обряда и намного больше греко-католиков (униатов). В 1773 г. Екатерина II создала Белорусское епископство (латинского обряда) с епископом С.Богуш-Сестренцевичем во главе. Поскольку в состав этого епископства вошли части Виленской, Лифляндской и Смоленской епархий, он должен был получить полномочия от их епископов. Варшавский нунций Архетти 15 июля 1778 г. способствовал получению Сестренцевичем юрисдикции над всеми католическими церквями в Российской империи. В 1782 г. Екатерина II возвела Белорусское епископство в ранг архиепископства Могилевского. Папа Пий VI буллой "Onerose pastoralibus" от 15 апреля 1783 г. дал варшавскому нунцию право канонически узаконить архиепископство Могилевское, что он и сделал 21 декабря 1783 г. После III раздела Польши, Екатерина II пошла еще дальше, ликвидировав существовавшие Виленскую, Лифляндскую, Луцкую, Каменецкую епархии, и оставив только Жмудскую. Остальные епархии она объединила в новые. Были проведены конфискации церковного имущества, закрыты монастыри, монахи разогнаны, а постройки переданы или под государственные учреждения или Православной Церкви. Монашеские ордена были обречены. И только в конце XIX в. и начале XX в. стали подпольно возникать общины, не носившие монашеской одежды. Вмешательство властей в деятельность епархиальных структур и духовных семинарий приводило к катастрофической нехватке священников. Было ликвидировано много монастырей. Запрещались всякие контакты монахов с их духовными властями за пределами империи. Государственные представители вмешивались в жизнь приходов, монастырей. Смешанные браки, заключенные в присутствии католического духовенства, считались недействительными. Детей от смешанных браков надо было крестить только в православной Церкви. Католическому духовенству запрещалось обслуживать униатов. Давление было настолько сильно, что Могилевский епископ в 1836 году запретил исповедовать неизвестных лиц без справки от настоятеля. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЦЕРКОВЬЮ Проблемы с налаживанием нормальной церковной организации возникали из следующих причин. 1.Российские правители не считались с каноническим правом Католической Церкви110. 2.Правительство всегда желало отделить Католическую Церковь от Рима. 3.Исполнителем правительственных замыслов был могилевский митрополит С.Богуш Сестренцевич, который более считался с волей императоров, чем Папы. Поэтому очень затруднена была работа нунциев, посылавшихся в Россию, ибо царская власть принимала их с особой недоброжелательностью. Размеры этих трудностей видно по судьбе папского нунция Томмазо Ареццо, который осуществлял эту службу во время правления Александра I (в 1803-1804 гг.). Его деятельность описана в книге М.Амара-Пуанье "Посол его Святейшества", вышедшей в Санкт-Петербурге в 1996 г. РОЛЬ ДУХОВНОЙ КОЛЛЕГИИ В 1769 г. Екатерина II передала все католические дела в юрисдикцию Юстиц-коллегии - сугубо светской инстанции. Изначально она была создана для протестантов. При Павле I был создан Католический департамент Юстиц-коллегии. Этому органу были переданы и духовные, и бракоразводные, и административные дела. Благодаря усилиям тогдашнего нунция Л.Литты, департамент превратился из сугубо светской в церковно-светскую инстанцию. Однако под председательством Сестренцевича этот орган допускал злоупотребления111. В период временного отстранения Сестренцевича от дел, в Юстиц-коллегии произошла реорганизация. Когда на престол взошел Александр I, он повелел изучить вопрос управления Католической Церковью. Так в 1801 г. зародилась Духовная Коллегия. "Духовный суд, из духовных и мирских особ составляемый, относится на дела общие по законам гражданским; а для дел духовных и церковных, к догматам веры и правам каноническим относящихся, и не подлежащих суду мирян, остаются духовные консистории, в епархиях учрежденные; а над ними Главная духовная консистория или Римско-Католическая Духовная Коллегия, вместо департамента юстиц-коллегии", - так гласил 1-й пункт "Положения", документа утвержденного императором 13 ноября 1801 г.112 Дело в том, что духовные консистории были детищем Екатерины II образованным по протестантскому образцу управления Церковью. И Духовная Коллегия и консистории ограничивали власть епископов. Коллегия становилась не столько гарантом сохранения чистоты вероучения и дисциплины в Церкви, сколько сохранения государственных интересов. Она являлась апелляционным судом в случае жалоб на епископов и консистории, а также по бракоразводным делам. Поскольку монашеские ордена подчинялись епископам, то их членам запрещались контакты с орденскими властями, находящимися вне Российской империи.113 Коллегии давалось право вмешиваться в назначение на церковные посты (в том числе и епископов). Униаты в Духовную Коллегию не вошли. Они почувствовали себя ущемленными, что вызвало протест архиепископа И. Лисовского. В итоге, в 1804 г. они получили право войти в Коллегию. Постоянные разногласия между латинскими и греко-католическими представителями в этом органе привели к новым жалобам униатов. Поэтому указом Александра I от 15 июля 1805 г. Духовная Коллегия была разделена на 2 департамента: римско-католический и униатский. Духовная Коллегия начинала свою деятельность во время пребывания в Санкт Петербурге нунция Т.Ареццо. Он обращал внимание на несоответствие этого суда канонам Католической церкви. Но, несмотря на отсутствие одобрения со стороны Папского Престола, Коллегия продолжала существовать. В 1810 г. было учреждено Главное управление духовными делами иностранных исповеданий, являвшееся уже полностью светским учреждением. Оно занималось представлением кандидатов в епископы, утверждало провинциалов орденов, раздавало бенефиции (имущество, связанное с занятием церковного поста), осуществляло надзор за семинариями, за церковными капиталами, за организацию паломничеств, рассматривало жалобы на епископов.114 В 1817 и 1824 гг. это Управление было дважды пере подчинено Министерству Просвещения. Впоследствии Департамент духовных дел иностранных исповеданий (ДДДИИ стал подчиняться МВД). Осознавая сложное положение Католической Церкви в России, Папский Престол, который понимал не каноничность Духовной Коллегии, не осмеливался ее осудить. Такое осуждение последовало лишь в 1867 г. со стороны Пия IX, но в 1875 г. вследствие переговоров между Апостольским Престолом и Россией, существование Духовной Коллегии признано допустимым при условии, что светская власть не будет вмешиваться в духовные дела.115 ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ С давних времен Церковь организовывала школы, университеты и духовные семинарии. Так было и на землях, присоединенных к России. Перед разделами Речи Посполитой, каждая епархия имела свою семинарию, а иногда и две. Также многие священники получали образование в Риме. Кроме того, ордена проводили солидную философско-богословскую подготовку. За подготовку духовенства в семинариях отвечали некоторые ордена - иезуиты, миссионеры cв.Викентия де Поля. Иезуиты кроме многочисленных коллегий руководили также Виленской Академией. В униатских епархиях дело с образованием духовенства обстояло хуже. Уровень образования поднимал весьма популярный среди униатов василианский орден. Еще такие правители, как Екатерина II и Павел I высоко ценили систему образования, выработанную в Католической Церкви (особенно иезуитами). Многие священники, преимущественно французы, спасавшиеся в России от Французской Революции, включались в процесс образования индивидуально, или создавая школы. Примером могут быть учебные заведения, организованные аббатом Николем в Петербурге и Одессе. В Петербурге он открыл школу на Фонтанке, где обучались дети аристократов. Катехизис там преподавался православным священником. В 1805 г. о.Николь уехал в Одессу, где основал известный Ришельевский лицей.116 Немалых успехов, особенно в Санкт-Петербурге, достигли также иезуиты, чья школа при храме Св.Екатерины оказалась настолько привлекательной, что многие из российской знати отправляли туда своих детей. Хотя этой системе продолжали доверять и при Александре I, но в пору его правления над католическим образованием сгустились тучи. Проблема состояла не в ликвидации католической системы обучения, но в способе ее подчинения государству. Император вместе со своими советниками-реформаторами решил разработать единую государственную систему образования. Эта система должна была состоять из следующих звеньев: приходские, уездные, губернские школы и университеты. Низшие ступени должны были подчиняться высшим. Университеты должны были зависеть только от правительства и при этом контролировать низшие школы. Бывшая Виленская Академия (с 1773 г. - Главная Школа) в 1803 г. превратилась в Императорский Виленский университет.117 Там сохранялся богословский факультет, но он выходил из под контроля епископа. Кроме проблем, связанных с Университетом возникла и новая. В Вильно создавалась Главная семинария. Она была образована указом Александра I. Этот указ определял и форму ее финансового содержания: 15.000 р. в год, которые должны были поступать от всех монастырей как римско-католических, так и униатских. Четко регламентировался состав лиц, которые должны были составлять комитет, управлявший семинарией. Это образовательное учреждение по императорскому желанию должно было стать школой для будущих епископов и священников, которым предстоит занять руководящие посты в Церкви. Таким образом, главная семинария становилась независимой от епархиальных епископов, а остальные семинарии - становились всего лишь духовными училищами. Против этого проекта протестовал Папский престол. Однако семинария начала функционировать в этом варианте.118 История организации духовных образовательных учреждений в Санкт-Петербурге подробно освящена в докладе проф. М.Радвана, помещенном в приложениях. Проблемы, связанные с организацией Саратовской семинарии, рассматриваются в главе, посвященной Тираспольской епархии. ПРОБЛЕМЫ УНИИ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ Униаты составляли самый большой процент католиков на присоединенных к Империи землях. Дело ликвидации Унии начала осуществлять Екатерина II. Во время первого раздела Речи Посполитой императрица обещала, что не будет притеснять католиков ни латинского ни греческого обряда. Но уже в 1780 г. она издала указ, повелевающий всем униатам перейти или в латинский обряд или в Православие, а на место умиравших униатских священников ставить только православных. Многие священники и монахи попали в тюрьмы. В сложившейся ситуации латинский Могилевский архиепископ Сестренцевич старался перевести униатов в латинский обряд, предчувствуя, что уния все равно будет ликвидирована. Это он объяснял и в письмах нунцию Гарампи в Варшаву. Архиепископ обращал также внимание и на тот факт, что потеря униатов будет означать также и потерю многих латинян, которые, не имея поблизости своих храмов, посещали униатские. Нунций одобрил эту деятельность, но столкнулся с протестом со стороны униатского Полоцкого архиепископа. Сестренцевич со своей стороны, всячески помогал униатским священникам стать латинскими и издал служебник в польской транскрипции, чтобы они могли читать латинские тексты.119 Перешедшие в латинский обряд униаты в будущем избежали участи остальных своих собратьев. После второго раздела Польши, когда к Империи отошли новые белорусские и украинские земли, было создано миссионерское общество, которое должно было с помощью войск обращать униатов. В итоге за время правления Екатерины около трех миллионов униатов было переведено в Православие.120 В этом обращении царицу поддерживал православный архиепископ Могилевский Г. Конисский и его помощник епископ В Садковский, который впоследствии стал ответственным за миссионерство. В 1784 г. на униатское Полоцкое епископство был поставлен епископ Ираклий Лисовский, который не только не старался сохранить унию, но и поддерживал переход в православие. По словам самого архиепископа в 1796 г в Волыни и на Украине он едва мог насчитать 200 униатских церквей. Все остальные униатские епархии были ликвидированы. Мнение Павла I было таково: униаты должны принять либо православие, либо стать католиками латинского обряда, однако он разрешил восстановить Брестское и Луцкое епископства. Униаты были подчинены Юстиц-коллегии. В 1804 г. Униатская церковь была подчинена Духовной Коллегии. По причине жалоб униатов на римских католиков, эта коллегия в 1805 г. была поделена на два департамента: латинский и униатский. В 1806 г. Александр I восстановил униатскую митрополию, а митроплитом сделал И.Лисовского.121 Митрополит должен был проживать в Санкт-Петербурге.122 Когда в 1825 г. на престол взошел Николай I, в России было 1462 униатских прихода, около 2000 духовных лиц, 80 василианских монастырей с 507 монахами, и 10 женских - с 80 монахинями. В 1832 г. царь ликвидировал все униатские монастыри. В 1834 году он повелел изъять из униатских церквей богослужебные книги и запретил поминать Папу Римского при богослужении. В 1838 г. бывший православный епископ Иосиф Семашко самовольно захватил униатскую митрополичью кафедру и по заранее подготовленному плану провел "обращение" униатов. Он лишал приходов упорствовавших священников, высылал непокорных в Россию, подвергал заточению в монастыри.123 В 1839 году три епископа-отступника124 в Полоцкой церкви провозгласили объединение Греко-католической Церкви с Православной, что царь Николай I утвердил, провозгласив: "Благодарю и принимаю". Около полутора миллионов униатов было включено в Православную Церковь. Из 2000 настоятелей и 342 василиан, отступление от Рима подписали 1305 священников. В следующие годы лишены приходов были 1307 священников, 105 попало в тюрьмы, не подчинявшиеся отправлялись в отдаленные губернии. Все церкви были переделаны в православные. Сопротивлявшихся прихожан утверждали в православной вере казаки плетью и реквизициями. На месте бывших униатских епархий были созданы православные: Виленская, Минская, Полоцкая. Таким образом, царская власть ликвидировала чуждый элемент в русской культуре, что в смысле политическом было огромным успехом. назад 107 Смотри - отдельная статья. 108 Смотри - отдельная статья. 109 Тарговицкая Конфедерация - это был заговор проросcийски настроенных важных польских лиц, в том числе и епископов. К этой конфедерации примкнул и король Станислав Август Понятовски. 110 Объективно оценивая ситуацию нельзя в таких действиях обвинять только царское правительство. В Российской традиции подчинение Церкви государству считалось нормальным. Во время правления Петра I, католики не потому встречались с трудностями, что они - католики, а потому, что их нельзя было полностью подчинить. Екатерина II, которая благосклонно относилась к иезуитам, позволяла себе полный "демонтаж" Католической Церкви. Эта политика была "нормальной" для такой власти. Однако, нельзя отрицать и вину самих католиков. Тому пример - история католической общины в Санкт-Петербурге. В столицу прибывали различные миссионерские группы, принадлежавшие различным орденам, сеявшие разделение в многонациональной общине. Эти споры, в которые втягивалась государственная власть, и приводили к тому, что власти давали себе право устанавливать те законы, которые им были выгодны. Недостойные церковные лица, в том числе архиепископ Сестренцевич, приводили к очень сложному положению Католической Церкви в Империи. Сестренцевич неоднократно обращал внимание правителей России на то, что практика назначения Папским Престолом епископов существовала в Католической Церкви не всегда. Он всячески препятствовал деятельности папского нунция. - См.: Амара-Пуанье М. Посол его Святейшества. - СПб, 1996. - с.100. 111 Там же. - с. 105-106. 112 Там же. - с. 107-108. 113 Там же. - с. 109. 114 Там же. - с. 115. 115 Там же. - с. 116-117. 116 Там же. - с. 120-121. 117 Там же. - с. 127. 118 Там же. - с. 130. Больше об ее создании и организации можно узнать из доклада проф. М.Радвана, помещенном в приложениях. 119 Амара-Пуанье М. Посол Его Святейшества. - с.137. 120 Кузмичев Петр, свящ. Из истории униатской церкви. - Гомель, 1993. - с.40-41. 121 И.Лисовский. Родился в Белоруссии в 1734 г. в польской семье. Принял восточный обряд, вступив в василианский орден. Став архиепископом Полоцким, старался очистить восточный об обряд от латинских элементов, что не очень воспринималось верующими и духовенством. 122 Kumor B. ks., Historia Kosciola. Cz. 6. - Lublin, 1985. - с.238-239. 123 Кузмичев Петр, свящ. Из истории униатской церкви. - Гомель, 1993. - с.42. 124 На самом деле они были заранее подготовлены для этой цели и выдвинуты царской властью.
Источник: http://katolik.ru/modules.php?name=Encyclopedia&op=content&tid=583 |