Понедельник, 20.05.2024, 01:26
Приветствую Вас Пришлый RSS
Главная страницаКаталог статейРегистрацияВход
Меню сайта
Категории каталога
история общей церкви [0]
История римо-католической церкви [3]
История РПЦ [0]
Друзья сайта
Начало » Статьи » история » История римо-католической церкви

ПРОБЛЕМЫ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ В РОССИИ В XVIII - XX ВЕКАХ
С давних пор небольшое число католиков
проживало в России, в силу экономических и дипломатических причин, а также
политической иммиграции. Намного большее их количество оказалось в стране
вследствие ее имперской экспансии (особенно в XVIII веке). Это были, в основном,
католики латинского и греческого обрядов, а также и армянского. Не надо также
забывать о большой иммиграции немцев, создававших компактные колонии.107

В 1684 г., в период регентства Софии,
российские власти дали согласие на приезд в Москву католических священников и на
постройку там католической церкви. 16 сентября того же года Папа Иннокентий XI
апостольским посланием "Ingentis sane" формально утвердил католическую миссию в
России. В то время иезуиты кроме Москвы опекали миссии в Киеве и Смоленске, а
позднее и в Санкт-Петербурге. Когда в состав Российской империи вошли Эстония и
часть Лифляндии, а Петр Великий открыл страну для иностранцев, число католиков
увеличилось. Перед первым разделом Польши, в 1772 году, в России насчитывалось
около десяти тысяч католиков и миссии организованные в Москве, Санкт-Петербурге
и Астрахани, имевшие свои церкви.108
Эти миссии поддерживала Конгрегация Распространения веры. 6 (17) ноября 1766 г.
Екатерина II подчинила их Юстиц-коллегии Лифляндии, Эстонии и Финляндии.

Когда в Польше начался "период Тарговицы"109,
предательство высокопоставленных лиц вызвало ненависть патриотов, которые стали
вешать ренегатов. Было произведено также покушение на короля Станислава Августа
Понятовского, который был связан с пророссийским лагерем. В это время молодой
Виленский каноник С.Сестренцевич не побоялся обличать такие действия, чему была
свидетелем Екатерина II, которая запомнила образованного и отважного священника,
преданного Российскому двору. Виленский епископ Массальский просил Папу
назначить его своим помощником. Эта просьба была удовлетворена, и через нунция в
Варшаве была проведена каноническая процедура. 3 октября 1773 года он был
посвящен в епископы, как викарий Виленского епископа для той части епархии,
которая отошла к России.

После первого раздела Польши в 1772 г. в
России оказалось около 100 тыс. католиков латинского обряда, ранее
принадлежавших Смоленской, Лифляндской и Виленской епархиям. При втором разделе
- к России отошли территории Виленской, Луцкой, Киевской и Каменецкой епархий. С
третьим разделом - ей достались территории Лифляндской, Виленской, Жмудской (Жемайтийской),
Луцкой и частично Холмской епархий. В результате в границах России оказалось
около 1900 тысяч католиков латинского обряда и намного больше греко-католиков
(униатов). В 1773 г. Екатерина II создала Белорусское епископство (латинского
обряда) с епископом С.Богуш-Сестренцевичем во главе. Поскольку в состав этого
епископства вошли части Виленской, Лифляндской и Смоленской епархий, он должен
был получить полномочия от их епископов. Варшавский нунций Архетти 15 июля 1778
г. способствовал получению Сестренцевичем юрисдикции над всеми католическими
церквями в Российской империи. В 1782 г. Екатерина II возвела Белорусское
епископство в ранг архиепископства Могилевского. Папа Пий VI буллой "Onerose
pastoralibus" от 15 апреля 1783 г. дал варшавскому нунцию право канонически
узаконить архиепископство Могилевское, что он и сделал 21 декабря 1783 г.

После III раздела Польши, Екатерина II пошла
еще дальше, ликвидировав существовавшие Виленскую, Лифляндскую, Луцкую,
Каменецкую епархии, и оставив только Жмудскую. Остальные епархии она объединила
в новые. Были проведены конфискации церковного имущества, закрыты монастыри,
монахи разогнаны, а постройки переданы или под государственные учреждения или
Православной Церкви. Монашеские ордена были обречены. И только в конце XIX в. и
начале XX в. стали подпольно возникать общины, не носившие монашеской одежды.
Вмешательство властей в деятельность епархиальных структур и духовных семинарий
приводило к катастрофической нехватке священников.

Было ликвидировано много монастырей.
Запрещались всякие контакты монахов с их духовными властями за пределами
империи. Государственные представители вмешивались в жизнь приходов, монастырей.
Смешанные браки, заключенные в присутствии католического духовенства, считались
недействительными. Детей от смешанных браков надо было крестить только в
православной Церкви. Католическому духовенству запрещалось обслуживать униатов.
Давление было настолько сильно, что Могилевский епископ в 1836 году запретил
исповедовать неизвестных лиц без справки от настоятеля.

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЦЕРКОВЬЮ

Проблемы с налаживанием нормальной церковной
организации возникали из следующих причин.

1.Российские правители не считались с каноническим правом Католической Церкви110.

2.Правительство всегда желало отделить Католическую Церковь от Рима.

3.Исполнителем правительственных замыслов был могилевский митрополит С.Богуш
Сестренцевич, который более считался с волей императоров, чем Папы.

Поэтому очень затруднена была работа нунциев, посылавшихся в Россию, ибо царская
власть принимала их с особой недоброжелательностью. Размеры этих трудностей
видно по судьбе папского нунция Томмазо Ареццо, который осуществлял эту службу
во время правления Александра I (в 1803-1804 гг.). Его деятельность описана в
книге М.Амара-Пуанье "Посол его Святейшества", вышедшей в Санкт-Петербурге в
1996 г.

РОЛЬ ДУХОВНОЙ КОЛЛЕГИИ

В 1769 г. Екатерина II передала все
католические дела в юрисдикцию Юстиц-коллегии - сугубо светской инстанции.
Изначально она была создана для протестантов. При Павле I был создан
Католический департамент Юстиц-коллегии. Этому органу были переданы и духовные,
и бракоразводные, и административные дела. Благодаря усилиям тогдашнего нунция
Л.Литты, департамент превратился из сугубо светской в церковно-светскую
инстанцию. Однако под председательством Сестренцевича этот орган допускал
злоупотребления111. В период
временного отстранения Сестренцевича от дел, в Юстиц-коллегии произошла
реорганизация.

Когда на престол взошел Александр I, он
повелел изучить вопрос управления Католической Церковью. Так в 1801 г.
зародилась Духовная Коллегия. "Духовный суд, из духовных и мирских особ
составляемый, относится на дела общие по законам гражданским; а для дел духовных
и церковных, к догматам веры и правам каноническим относящихся, и не подлежащих
суду мирян, остаются духовные консистории, в епархиях учрежденные; а над ними
Главная духовная консистория или Римско-Католическая Духовная Коллегия, вместо
департамента юстиц-коллегии", - так гласил 1-й пункт "Положения", документа
утвержденного императором 13 ноября 1801 г.112

Дело в том, что духовные консистории были
детищем Екатерины II образованным по протестантскому образцу управления
Церковью. И Духовная Коллегия и консистории ограничивали власть епископов.
Коллегия становилась не столько гарантом сохранения чистоты вероучения и
дисциплины в Церкви, сколько сохранения государственных интересов. Она являлась
апелляционным судом в случае жалоб на епископов и консистории, а также по
бракоразводным делам. Поскольку монашеские ордена подчинялись епископам, то их
членам запрещались контакты с орденскими властями, находящимися вне Российской
империи.113 Коллегии давалось
право вмешиваться в назначение на церковные посты (в том числе и епископов).
Униаты в Духовную Коллегию не вошли. Они почувствовали себя ущемленными, что
вызвало протест архиепископа И. Лисовского. В итоге, в 1804 г. они получили
право войти в Коллегию. Постоянные разногласия между латинскими и
греко-католическими представителями в этом органе привели к новым жалобам
униатов. Поэтому указом Александра I от 15 июля 1805 г. Духовная Коллегия была
разделена на 2 департамента: римско-католический и униатский.

Духовная Коллегия начинала свою деятельность
во время пребывания в Санкт Петербурге нунция Т.Ареццо. Он обращал внимание на
несоответствие этого суда канонам Католической церкви. Но, несмотря на
отсутствие одобрения со стороны Папского Престола, Коллегия продолжала
существовать. В 1810 г. было учреждено Главное управление духовными делами
иностранных исповеданий, являвшееся уже полностью светским учреждением. Оно
занималось представлением кандидатов в епископы, утверждало провинциалов
орденов, раздавало бенефиции (имущество, связанное с занятием церковного поста),
осуществляло надзор за семинариями, за церковными капиталами, за организацию
паломничеств, рассматривало жалобы на епископов.114
В 1817 и 1824 гг. это Управление было дважды пере подчинено Министерству
Просвещения. Впоследствии Департамент духовных дел иностранных исповеданий (ДДДИИ
стал подчиняться МВД). Осознавая сложное положение Католической Церкви в России,
Папский Престол, который понимал не каноничность Духовной Коллегии, не
осмеливался ее осудить. Такое осуждение последовало лишь в 1867 г. со стороны
Пия IX, но в 1875 г. вследствие переговоров между Апостольским Престолом и
Россией, существование Духовной Коллегии признано допустимым при условии, что
светская власть не будет вмешиваться в духовные дела.115

ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

С давних времен Церковь организовывала школы,
университеты и духовные семинарии. Так было и на землях, присоединенных к
России. Перед разделами Речи Посполитой, каждая епархия имела свою семинарию, а
иногда и две. Также многие священники получали образование в Риме. Кроме того,
ордена проводили солидную философско-богословскую подготовку. За подготовку
духовенства в семинариях отвечали некоторые ордена - иезуиты, миссионеры
cв.Викентия де Поля. Иезуиты кроме многочисленных коллегий руководили также
Виленской Академией. В униатских епархиях дело с образованием духовенства
обстояло хуже. Уровень образования поднимал весьма популярный среди униатов
василианский орден. Еще такие правители, как Екатерина II и Павел I высоко
ценили систему образования, выработанную в Католической Церкви (особенно
иезуитами).

Многие священники, преимущественно французы,
спасавшиеся в России от Французской Революции, включались в процесс образования
индивидуально, или создавая школы. Примером могут быть учебные заведения,
организованные аббатом Николем в Петербурге и Одессе. В Петербурге он открыл
школу на Фонтанке, где обучались дети аристократов. Катехизис там преподавался
православным священником. В 1805 г. о.Николь уехал в Одессу, где основал
известный Ришельевский лицей.116
Немалых успехов, особенно в Санкт-Петербурге, достигли также иезуиты, чья школа
при храме Св.Екатерины оказалась настолько привлекательной, что многие из
российской знати отправляли туда своих детей.

Хотя этой системе продолжали доверять и при
Александре I, но в пору его правления над католическим образованием сгустились
тучи. Проблема состояла не в ликвидации католической системы обучения, но в
способе ее подчинения государству. Император вместе со своими
советниками-реформаторами решил разработать единую государственную систему
образования. Эта система должна была состоять из следующих звеньев: приходские,
уездные, губернские школы и университеты. Низшие ступени должны были подчиняться
высшим. Университеты должны были зависеть только от правительства и при этом
контролировать низшие школы. Бывшая Виленская Академия (с 1773 г. - Главная
Школа) в 1803 г. превратилась в Императорский Виленский университет.117
Там сохранялся богословский факультет, но он выходил из под контроля епископа.

Кроме проблем, связанных с Университетом
возникла и новая. В Вильно создавалась Главная семинария. Она была образована
указом Александра I. Этот указ определял и форму ее финансового содержания:
15.000 р. в год, которые должны были поступать от всех монастырей как
римско-католических, так и униатских. Четко регламентировался состав лиц,
которые должны были составлять комитет, управлявший семинарией. Это
образовательное учреждение по императорскому желанию должно было стать школой
для будущих епископов и священников, которым предстоит занять руководящие посты
в Церкви. Таким образом, главная семинария становилась независимой от
епархиальных епископов, а остальные семинарии - становились всего лишь духовными
училищами. Против этого проекта протестовал Папский престол. Однако семинария
начала функционировать в этом варианте.118

История организации духовных образовательных
учреждений в Санкт-Петербурге подробно освящена в докладе проф. М.Радвана,
помещенном в приложениях. Проблемы, связанные с организацией Саратовской
семинарии, рассматриваются в главе, посвященной Тираспольской епархии.

ПРОБЛЕМЫ УНИИ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Униаты составляли самый большой процент
католиков на присоединенных к Империи землях. Дело ликвидации Унии начала
осуществлять Екатерина II. Во время первого раздела Речи Посполитой императрица
обещала, что не будет притеснять католиков ни латинского ни греческого обряда.
Но уже в 1780 г. она издала указ, повелевающий всем униатам перейти или в
латинский обряд или в Православие, а на место умиравших униатских священников
ставить только православных. Многие священники и монахи попали в тюрьмы.

В сложившейся ситуации латинский Могилевский
архиепископ Сестренцевич старался перевести униатов в латинский обряд,
предчувствуя, что уния все равно будет ликвидирована. Это он объяснял и в
письмах нунцию Гарампи в Варшаву. Архиепископ обращал также внимание и на тот
факт, что потеря униатов будет означать также и потерю многих латинян, которые,
не имея поблизости своих храмов, посещали униатские. Нунций одобрил эту
деятельность, но столкнулся с протестом со стороны униатского Полоцкого
архиепископа. Сестренцевич со своей стороны, всячески помогал униатским
священникам стать латинскими и издал служебник в польской транскрипции, чтобы
они могли читать латинские тексты.119
Перешедшие в латинский обряд униаты в будущем избежали участи остальных своих
собратьев.

После второго раздела Польши, когда к Империи
отошли новые белорусские и украинские земли, было создано миссионерское
общество, которое должно было с помощью войск обращать униатов. В итоге за время
правления Екатерины около трех миллионов униатов было переведено в Православие.120
В этом обращении царицу поддерживал православный архиепископ Могилевский Г.
Конисский и его помощник епископ В Садковский, который впоследствии стал
ответственным за миссионерство. В 1784 г. на униатское Полоцкое епископство был
поставлен епископ Ираклий Лисовский, который не только не старался сохранить
унию, но и поддерживал переход в православие. По словам самого архиепископа в
1796 г в Волыни и на Украине он едва мог насчитать 200 униатских церквей. Все
остальные униатские епархии были ликвидированы.

Мнение Павла I было таково: униаты должны
принять либо православие, либо стать католиками латинского обряда, однако он
разрешил восстановить Брестское и Луцкое епископства. Униаты были подчинены
Юстиц-коллегии. В 1804 г. Униатская церковь была подчинена Духовной Коллегии. По
причине жалоб униатов на римских католиков, эта коллегия в 1805 г. была поделена
на два департамента: латинский и униатский. В 1806 г. Александр I восстановил
униатскую митрополию, а митроплитом сделал И.Лисовского.121
Митрополит должен был проживать в Санкт-Петербурге.122
Когда в 1825 г. на престол взошел Николай I, в России было 1462 униатских
прихода, около 2000 духовных лиц, 80 василианских монастырей с 507 монахами, и
10 женских - с 80 монахинями. В 1832 г. царь ликвидировал все униатские
монастыри. В 1834 году он повелел изъять из униатских церквей богослужебные
книги и запретил поминать Папу Римского при богослужении.

В 1838 г. бывший православный епископ Иосиф
Семашко самовольно захватил униатскую митрополичью кафедру и по заранее
подготовленному плану провел "обращение" униатов. Он лишал приходов
упорствовавших священников, высылал непокорных в Россию, подвергал заточению в
монастыри.123 В 1839 году три
епископа-отступника124 в Полоцкой
церкви провозгласили объединение Греко-католической Церкви с Православной, что
царь Николай I утвердил, провозгласив: "Благодарю и принимаю". Около полутора
миллионов униатов было включено в Православную Церковь. Из 2000 настоятелей и
342 василиан, отступление от Рима подписали 1305 священников. В следующие годы
лишены приходов были 1307 священников, 105 попало в тюрьмы, не подчинявшиеся
отправлялись в отдаленные губернии. Все церкви были переделаны в православные.
Сопротивлявшихся прихожан утверждали в православной вере казаки плетью и
реквизициями. На месте бывших униатских епархий были созданы православные:
Виленская, Минская, Полоцкая. Таким образом, царская власть ликвидировала чуждый
элемент в русской культуре, что в смысле политическом было огромным успехом.

назад

107 Смотри -
отдельная статья.

108 Смотри - отдельная статья.

109 Тарговицкая Конфедерация - это был заговор
проросcийски настроенных важных польских лиц, в том числе и епископов. К этой
конфедерации примкнул и король Станислав Август Понятовски.

110 Объективно оценивая ситуацию нельзя в таких
действиях обвинять только царское правительство. В Российской традиции
подчинение Церкви государству считалось нормальным. Во время правления Петра I,
католики не потому встречались с трудностями, что они - католики, а потому, что
их нельзя было полностью подчинить. Екатерина II, которая благосклонно
относилась к иезуитам, позволяла себе полный "демонтаж" Католической Церкви. Эта
политика была "нормальной" для такой власти. Однако, нельзя отрицать и вину
самих католиков. Тому пример - история католической общины в Санкт-Петербурге. В
столицу прибывали различные миссионерские группы, принадлежавшие различным
орденам, сеявшие разделение в многонациональной общине. Эти споры, в которые
втягивалась государственная власть, и приводили к тому, что власти давали себе
право устанавливать те законы, которые им были выгодны. Недостойные церковные
лица, в том числе архиепископ Сестренцевич, приводили к очень сложному положению
Католической Церкви в Империи. Сестренцевич неоднократно обращал внимание
правителей России на то, что практика назначения Папским Престолом епископов
существовала в Католической Церкви не всегда. Он всячески препятствовал
деятельности папского нунция. - См.: Амара-Пуанье М. Посол его Святейшества. -
СПб, 1996. - с.100.

111 Там же. - с. 105-106.

112 Там же. - с. 107-108.

113 Там же. - с. 109.

114 Там же. - с. 115.

115 Там же. - с. 116-117.

116 Там же. - с. 120-121.

117 Там же. - с. 127.

118 Там же. - с. 130. Больше об ее создании и
организации можно узнать из доклада проф. М.Радвана, помещенном в приложениях.

119 Амара-Пуанье М. Посол Его Святейшества. -
с.137.

120 Кузмичев Петр, свящ. Из истории униатской
церкви. - Гомель, 1993. - с.40-41.

121 И.Лисовский. Родился в Белоруссии в 1734 г. в
польской семье. Принял восточный обряд, вступив в василианский орден. Став
архиепископом Полоцким, старался очистить восточный об обряд от латинских
элементов, что не очень воспринималось верующими и духовенством.

122 Kumor B. ks., Historia Kosciola. Cz. 6. -
Lublin, 1985. - с.238-239.

123 Кузмичев Петр, свящ. Из истории униатской
церкви. - Гомель, 1993. - с.42.

124 На самом деле
они были заранее подготовлены для этой цели и выдвинуты царской властью.

Источник: http://katolik.ru/modules.php?name=Encyclopedia&op=content&tid=583

Категория: История римо-католической церкви | Добавил: Teg (25.04.2007)
Просмотров: 3408 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0 |

Всего комментариев: 4
4 Tietitendk  
0
http://www.louisvuittoninoutlet.co.uk
emdzke

3 Tietitendk  
0
http://www.christianlouboutinoutletdeal.co.uk
lxkqxw

2 Tietitendk  
0
http://www.louisvuittoninoutlet.co.uk
ssqbpe

1 berthjkl  
0
http://net-in.ru Network Inventory Survey список ради инвентаризации компьютеров в локальной сети.. Это программное порука чтобы ПК без труда дает полную информацию о системе и др. Этот софт имеет немало возможностей.

Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа

Наш опрос

Поиск по каталогу

Статистика

Copyright MyCorp © 2006